Полевые практики

Многодневные
полевые практики имеют все атрибуты
научных экспедиций. Учебно-исследовательские практики («учебные полевые
экспедиции») проводятся в Подмосковье, где школьникам предлагается
выполнять работы, имеющие поисково-исследовательский и учебный характер.
При изучении флоры и фауны окрестностей стационара ребята уделяют
основное внимание различным экологическим факторам, влияющим на растения
и животных в разные сезоны года. Знания, полученные при выполнении
учебных тем, используются в качестве базовых при выполнении других
работ, проводимых в разные сезоны года, т. к. базируются на освоении
одного из основных биологических методов исследования — площадочном
(маршрутный метод учащимися осваивается преимущественно на выездах). Для
старших школьников разработаны темы исследовательских работ, к которых
они самостоятельно ставят цель, задачи, выбирают необходимую методику.
Руководитель кружка и его помощники из числа студентов выступают при
этом в качестве консультантов. На учебно-исследовательских практиках
юные натуралисты имеют возможность освоить методики изучения различных
объектов живой природы — цветковых растений, мхов, плаунов, хвощей,
папоротников, грибов, лишайников, водорослей, насекомых, пауков,
моллюсков, многоножек, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих. Периодические вечерние «конференции» по итогам работ на
практиках помогают школьникам скорректировать методы работы, грамотно
сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить
получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший
вариант обработки, подачи и оформления собранного фактического материала
и наблюдений, отделять главное от второстепенного. Это способствует
развитию умения проводить дискуссию, формулировать мысли, отстаивать
свою точку зрения, корректно делиться опытом и т. д. Особый эффект
достигается при разновозрастном составе практики.
Ландшафтно-ознакомительные практики имеют в большей степени
общую познавательную направленность. Места проведения практик выбраны
таким образом, чтобы за весь период обучения ребята могли наиболее полно
ознакомиться с разнообразными биологическими явлениями в различных
природных зонах. Такие практики имеют особое значение, так как только на
них наиболее ярко удается проследить ряд адаптивных особенностей живых
организмов, степень их приспособлений к тем или иным ландшафтным
условиям. Только посещение и работа в таких контрастных по набору
природных компонентов местах позволяет грамотно оценить и психологически
воспринять динамику и характер различных экологических явлений.
Практики имеют существенное воспитательное значение, т. к. помогают
ребятам приобретать самостоятельность как в работе, так и в мышлении.
Кроме реализации учебных и педагогических задач, мы занимаемся на
практиках еще и применением полученных знаний для конкретных действий по
охране природы. Формы такой работы разнообразны:
— составление кадастровых атласов распространения различных групп живых
организмов в качестве первого этапа оценки редкости видов и
необходимости их охраны;
— проведение работ, направленных на выявление степени антропогенной
нагрузки на различные экосистемы охраняемых территорий Подмосковья, и
многолетних наблюдений за изменением их биоразнообразия;
— осуществление флоро-фаунистических обследований проектируемых к охране
природных территорий Московской области, выявление редких видов,
проведение учетов их численности и описание других экологических
особенностей;
— обследование уже существующих заповедных территорий на предмет
инвентаризации их флоры и фауны, что является одной из основных задач
функционирования заповедников.