Полевые практики

Многодневные полевые практики имеют все атрибуты научных экспедиций. Учебно-исследовательские практики («учебные полевые экспедиции») проводятся в Подмосковье, где школьникам предлагается выполнять работы, имеющие поисково-исследовательский и учебный характер. При изучении флоры и фауны окрестностей стационара ребята уделяют основное внимание различным экологическим факторам, влияющим на растения и животных в разные сезоны года. Знания, полученные при выполнении учебных тем, используются в качестве базовых при выполнении других работ, проводимых в разные сезоны года, т. к. базируются на освоении одного из основных биологических методов исследования — площадочном (маршрутный метод учащимися осваивается преимущественно на выездах). Для старших школьников разработаны темы исследовательских работ, к которых они самостоятельно ставят цель, задачи, выбирают необходимую методику. Руководитель кружка и его помощники из числа студентов выступают при этом в качестве консультантов. На учебно-исследовательских практиках юные натуралисты имеют возможность освоить методики изучения различных объектов живой природы — цветковых растений, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, грибов, лишайников, водорослей, насекомых, пауков, моллюсков, многоножек, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Периодические вечерние «конференции» по итогам работ на практиках помогают школьникам скорректировать методы работы, грамотно сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший вариант обработки, подачи и оформления собранного фактического материала и наблюдений, отделять главное от второстепенного. Это способствует развитию умения проводить дискуссию, формулировать мысли, отстаивать свою точку зрения, корректно делиться опытом и т. д. Особый эффект достигается при разновозрастном составе практики.

Ландшафтно-ознакомительные практики имеют в большей степени общую познавательную направленность. Места проведения практик выбраны таким образом, чтобы за весь период обучения ребята могли наиболее полно ознакомиться с разнообразными биологическими явлениями в различных природных зонах. Такие практики имеют особое значение, так как только на них наиболее ярко удается проследить ряд адаптивных особенностей живых организмов, степень их приспособлений к тем или иным ландшафтным условиям. Только посещение и работа в таких контрастных по набору природных компонентов местах позволяет грамотно оценить и психологически воспринять динамику и характер различных экологических явлений. Практики имеют существенное воспитательное значение, т. к. помогают ребятам приобретать самостоятельность как в работе, так и в мышлении. Кроме реализации учебных и педагогических задач, мы занимаемся на практиках еще и применением полученных знаний для конкретных действий по охране природы. Формы такой работы разнообразны:

— составление кадастровых атласов распространения различных групп живых организмов в качестве первого этапа оценки редкости видов и необходимости их охраны;

— проведение работ, направленных на выявление степени антропогенной нагрузки на различные экосистемы охраняемых территорий Подмосковья, и многолетних наблюдений за изменением их биоразнообразия;

— осуществление флоро-фаунистических обследований проектируемых к охране природных территорий Московской области, выявление редких видов, проведение учетов их численности и описание других экологических особенностей;

— обследование уже существующих заповедных территорий на предмет инвентаризации их флоры и фауны, что является одной из основных задач функционирования заповедников.