Юбилейные научные чтения

21 октября 2016 г. в Зоологическом музее МГУ (ауд. 14)

Программа Чтений и анонсы докладов

14.00–16.15 — ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 Естественнонаучный музей как феномен культуры. Чебанов Сергей Викторович (Санкт-Петербургский государственный университет).

Естественнонаучные музеи представлены гирляндой организаций разного типологического статуса, плавно переходящих друг в друга, таких как ведомственные научные и учебные музеи, публичные просветительские и общеобразовательные музеи, естественнонаучные отделы имеющих сугубо локальное значение районных и школьных краеведческих музеев и т.д. К ним примыкают природные и природно-культурные заповедники, планетарии, ботанические и зоологические сады, научно-технические библиотеки и соответствующие отделы универсальных библиотек,  коллекции карт, изображений природных объектов, фактографические базы естественнонаучных данных, а также частные естественнонаучные коллекции и музеи, как открытые для публики, так и сугубо приватные.

Основной единицей формирования музея является коллекция, а коллекции – экспонат. Последний возникает в результате музеефикации – процесса, изменяющего характерное время жизни объекта за счет его частичного или полного изъятия из повседневной жизни вследствие его интенсивной некротизации, делая экспонат трупом объектов, и витализации, превращая объект в мощи. В итоге музеефикации натуралия превращается в артефакт. При этом в любой коллекции, а соответственно в музее в целом, соотношение частот разнородных артефактов кардинально отличается от соотношения частот натуралий, являющихся их прообразами. 
В любом случае музей оказывается местом концентрации разнообразия объектов за счет резкого понижения частоты обычного и повышения частоты редкого. Научно-профессиональные музеи делают эти численности сопоставимыми, локальные менее резко меняют их соотношение, а приватные чаще ориентированы на концентрацию диковин, резко повышая частоту последних. При этом научно-профессиональные музеи концентрируются на хранении и изучении коллекций, а публичные просветительские и общеобразовательные – на экспонировании (причём гербарии заметно менее пригодны для публичного экспонирования, чем коллекции насекомых или позвоночных; ещё менее "экспонируемы" живые, в том числе, лиофилизированные, коллекции микробов, а доступ к коллекциям особо опасных патогенных бактерий резко ограничен даже для профессионалов). 
Тем или иным образом, музеи всех типов ориентированы на представление полноты разнообразия объектов того или иного класса, что делает целесообразным (при решении ряда организационных вопросов) организацию и самоорганизацию их взаимодействия в деле формирования коллекций, обмена экспонатами и информацией о них посредством самых разных техник.

Зоологический музей в Санкт-Петербурге: между Кунсткамерой и ЗИНом. Слепкова Надежда Валентиновна (Зоологический музей Зоологического института РАН). 

Зоологический музей в Санкт-Петербурге владеет коллекцией, история которой восходит к покупкам Петра для Кунсткамеры. В этом году мы отмечаем 300-летие поступления в ее состав материалов от голландского аптекаря Альберта Себы. За время своего существования экспозиция музея несколько раз кардинально менялась. Систематическая её часть преображалась вместе с изменениями во взглядах систематиков от Аристотеля, Линнея, Кювье, к эволюционным системам начала XX-го века и более поздним, учитывавшим данные сравнительной эмбриологии. В настоящем докладе основное внимание будет уделено периоду, когда Зоологический музей, выделившийся из состава Кунсткамеры, ещё не стал лишь выставочной частью Зоологического института, то есть от 1820-х гг. до 1930-х. 

Первое столетие Музея естественной истории Московского университета: традиции меценатства, судьбы коллекций, история науки. Бессуднова Зоя Антоновна (Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН). 

1759-1863 гг. Традиции меценатства: дары университету, музею, МОИП - от династии Демидовых, императоров Александра I и Николая I, от государственных деятелей (графа С.Г. Строганова, Евг. П. Ковалевского), от простых граждан (купцы Алексеевы и др.). Судьбы коллекций утраченных полностью или частично; сохранившихся, но растворившихся в музейном собрании, а в настоящее время обретающих свою историческую принадлежность, благодаря атрибуции в результате кропотливых архивных поисков и находок важной информации (коллекции Демидовых, Е.Р. Дашковой, А. Яблоновской, И.К. Фрейеслебена, Ф.И. Фёлькнера и др.). История науки: музейное собрание как источник новых знаний об окружающем мире, источник открытий новых видов минералов, новых видов современных и ископаемых животных и растений. Научные работы Г.И. Фишера фон Вальдгейма, Г.Е. Щуровского, К.Ф. Рулье. 

Музей и школа — формы взаимодействия и анализ эффективности. Иксанова Ирина Викторовна (музеевед, Заслуженный работник культуры РФ). 

Образовательное пространство как  организационно-коммуникативную структуру музея в историческом аспекте, её развитии и перспективах. Необходимость дифференцированного  подхода к посетителям выдвигает задачу  создания системы механизмов сотрудничества субъектов музейной коммуникации ( согласованные принципы обмена информацией). Проект «Музейная линька» Зоологического музея  как решительный шаг в сторону разработки инновационной концепции образовательного пространства музея. Предлагаемые направления и формы развития проекта. Конкуренция и сотрудничество Московских музеев естественнонаучного профиля. Сильные и слабые стороны Зоомузея, пути преодоления возможных проблем. Консервативная сущность музея – залог стабильности и долголетия.

16.45–18.45 — ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ 

Биоразнообразие и биоколлекции: проблема соответствия. Павлинов Игорь Яковлевич (НИ Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова). 

">Будут рассмотрены некоторые теоретические вопросы общей проблемы соответствия между биоколлекциями и биоразнообразием (БР). Ключевым в этой проблеме считается вопрос о соответствии между а) структурой БР и б) структурой коллекционного фонда как специфической ресурсной базы для изучения БР. Кратко затронута фундаментальная проблема эпистемологического статуса научной коллекции как исследовательской выборки, обеспечивающей опытную выводимость и опытную проверяемость (верификацию) знания о БР за счёт обращения к сохраняемым натурным объектам. Подчёркивается, что фундаментальный статус музейной коллекций, понимаемой в таком качестве, определяется тем, что эти натурные объекты содержат (квази)объективную первичную информацию о структуре БР, тогда как любые сведения, извлекаемые из этих объектов, является субъективной вторичной информацией. Очерчено расширенное понимание «новой» биоинформатики как дисциплины, изучающей информационное обеспечение исследований БР, в сферу её внимание входит разработка стратегии развития коллекционного фонда как ресурсной базы для изучения БР. 

Генотипирование материалов музейных коллекций. Банникова Анна Андреевна (Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), Соловьёва Евгения Николаевна, Лебедев Владимир Святославович (НИ Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова). 

В настоящее время, когда молекулярно-генетические технологии заняли прочное место в зоологических исследованиях, актуальным стало получение архивной ДНК из коллекционных музейных материалов. Во-первых, генетические исследования типовых экземпляров необходимы при выяснении сложных номенклатурных вопросов. Во-вторых, затраты на экспедиции по сбору новых, свежиих экземпляров зачастую оказываются дороже расходов на работу с архивной ДНК и к тому же не гарантируют успеха. В музеях же хранятся экземпляры и серии, собранные десятки и сотни лет назад в географических регионах ныне труднодоступных по политическим причинам. В-третьих, музейный материал позволяет исследовать генетическую изменчивость исчезнувших популяций и видов, а также видов под угрозой исчезновения. Наконец, работа с архивной ДНК открывает возможность сравнительного изучения прошлого и настоящего популяций. Анализ исторической ДНК связан с рядом сложностей: а) низкой копийностью и деградацией исторической ДНК, б) присутствием ПЦР ингибиторов и в) вероятностью контаминации экзогенной ДНК. Сильная деградация исторической ДНК приводит к тому, что из нее нельзя получить длинных фрагментов интересующих нас генов. Пригодные для анализа фрагменты могут быть получены только сборкой из более коротких кусочков. Однако основную проблему при работе как с древней, так и исторической ДНК представляет контаминация. Поэтому первоочередные усилия в этом направлении состоят в правильной организации лаборатории по работе с архивной ДНК. 

Использование баз данных в создании, поддержании и анализе научных биологических коллекций. Лисовский Андрей Александрович (НИ Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова). 

Музейные зоологические коллекции отличаются от несистематизированных собраний образцов стандартизованной системой учета, которая позволяет, в том числе, собирать информацию о каждом образце в соответствие с текущими научными требованиями. Компьютерные базы данных музейных коллекций являются логическим продолжением бумажных систем учета. Развитие технологий хранения информации, однако, дает новые возможности в разных сферах музейной деятельности.  

Зоологический музей — вчера, сегодня и, главное, завтра. Калякин Михаил Владимирович (НИ Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова).

Планируется обсудить разные аспекты существования и деятельности Зоологического музея МГУ — от «классических» вопросов, касающихся сбора, хранения и использования коллекций, до обсуждения его места и роли в социо-культурной и образовательной среде Московского университета, города и страны. При этом докладчик постарается учесть то новое и полезное, что прозвучит в предыдущих докладах, и отметит те аспекты, которые безусловно будут использованы в практической деятельности музея в будущем или повлияют на стратегию его развития. Варианты этого развития будут рассмотрены в том числе в свете планов создания в МГУ биобанка живых систем, а также в свете развития деятельности созданного в музее центра по учёту биоразнообразия РФ.