Кавказская попрыгунья
    Амфибии

    Кавказская попрыгунья

    Лягушка — известный фольклорный персонаж, неоднократно упоминавшийся в сказках, песнях, баснях, пословицах и поговорках. Помните знаменитую комедию Аристофана «Лягушки» (405 г. до н. э.), где в действительности от названия осталось лишь кваканье у пруда, или популярную хайку японского поэта Басё («Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине»). Чего уж говорить о современных мультиках и песнях типа «Три желания» («Шёл парнишка по опушке, Сам не знал куда. По пути нашёл лягушку Около пруда…»), которая является перепевом хита французского шансонье Франсиса Лемарка 1955 г. А много ли мы знаем о лягушках? Не так давно я ответил на вопрос солиста известной музыкальной группы «Лампасы»: «… я давно хочу понять, почему они умеют, … прыгать и скакать …» (Дунаев, 2024). Но вопросов о биологии лягушек осталось ещё не мало, хотя изучать начали их очень давно.

    Малоазиатская лягушка. Краснодарский кр.: окр. пос. Джанхот.

    Эти создания стали настоящими лабораторными животными для генетических, биохимических, биофизических опытов, а также их используют в учебных (для приготовления анатомических препаратов) и фармакологических целях. Их использование привело к целому ряду открытий, давших значительный толчок в развитии естествознания, медицины и техники. Обоснование рефлекторной теории И. М. Сеченовым, обнаружение Л. Гальвани и А. Вольтом гальванического тока и наличия электричества в мышцах и нервах и это далеко не полный перечень открытий, где поучаствовали лягушки. По инициативе французского физиолога и патолога К. Бернара в конце XIX века и студентов-медиков в середине XX века «за участие во многих важных исследованиях» в Сорбонне (Парижский университет) и в Токио лягушке были поставлены памятники (Дунаев, 1999).

    Окраска тела малоазиатской лягушки. Краснодарский кр.: окр. пос. Возрождение.

    В советское время ежегодно добывалось от 1–1.5 миллионов лягушек (в РСФСР) до 5–6 миллионов (в Средней Азии и Казахстане) — Дунаев, 1999. Во многих местах бесконтрольный вылов стал одним из важных факторов снижения численности этих земноводных.

    Неслучайно сейчас в России серьёзно озабочены сохранением популяций редких видов лягушек и в связи с уничтожением нерестовых водоёмов в результате освоения мест их обитания. Так при возведении лыжно-биатлонного комплекса, горной олимпийской деревни и горно-туристического центра ОАО «Газпром» в Красной поляне (Сочи) специалисты НИИ Горного лесоводства и экологии леса совместно с ООО «Газпром социнвест» в 2010 г. переселили на лесистые склоны хребта Псехако 288 особей малоазиатских лягушек (Rana macrocnemis Boulenger, 1885) (Миценко, 2010). Этот вид встречается по всему Кавказу от Причерноморья до Дагестана — как в горах (до 2.4 км над уровнем моря — выше других российских амфибий), так и в низинном Самурском лесу (27 м ниже уровня моря).

    Самец малоазиатской лягушки часто обладает красным горлом и брюхом. Дагестан: Самурский лес.

    Малоазиатская лягушка — одно из самых загадочных российских земноводных. Она обладает очень изменчивым рисунком спины, что зависит от внешних факторов. Было установлено, что появление полосатых особей (морфа striata — со светлой полосой над позвоночником) зависит от температурных условий развития головастиков и связано, видимо, с размножением в более холодных водах, на значительной высоте в горах (Ищенко, 1978). В высокогорьях этот вид переходит на полуводный образ жизни, хотя в низинах входит в воду только в период икрометания (Мазанаева, Черная, 2001).

    Аксиллярный амплексус — прочное обхватывание самки самцом в подмышечной области во время откладки икры. Порой даже физическое воздействие не может разрушить этот «союз». Краснодарский кр.: окр. пос. Возрождение.

    В зависимости от высоты над уровнем моря малоазиатские лягушки появляются в водоёмах с конца февраля до начала мая, когда температура воды достигает всего 4 °С (Кузьмин, 2012). Вспоминаются строки Ю. Мориц: «На болоте, на снегу! Я могу, могу, могу!». Самцы обладают тёмными утолщениями на внутренних пальцах передних конечностей — шершавыми брачными мозолями, которыми они охватывают скользкую кожу самок. Иногда одну самку обнимает до семи самцов, в результате чего она может даже погибнуть! Вот ведь настоящая «любовь без меры». В брачный период самцы малоазиатской лягушки пытаются спариваться с любыми движущимися объектами, нападают даже на самцов своего вида или жаб. В период опасности прыгают в воду и зарываются в ил.

    Аксиллярный амплексус малоазиатских игрушек. Краснодарский кр.: окр. пос. Возрождение.

    Представление о размножении лягушек у исследователей глубокой древности выглядели достаточно забавно. Аристотель, например, считал, что лягушка свое «кваканье производит, когда, поставив нижнюю челюсть в уровень с водой, охватывает ею верхнюю. По-видимому, когда челюсти начинают просвечивать от напряжения, глаза служат как бы фонарями, так как спаривание происходит обыкновенно ночью».

    Брачная мозоль малоазиатской лягушки. Дагестан: Самурский лес.

    Кладка малоазиатских лягушек имеет вид слипшегося комка икринок с разбухающими в воде сферическими оболочками, которые выполняют роль собирательных линз и концентрируют солнечные лучи, повышая температуру внутри комка на 5–7 °C (Дунаев, 1999)! В кладке малоазиатской лягушки насчитывается до 3500 яиц (в среднем около 1500) (Газимагомедова, 2019). Вы только вдумайтесь об объёмах потомства! Однако большая часть кладок погибает в результате пересыхания луж, головастики часто гибнут в колеях грунтовых дорог. Но наибольшую опасность для популяций малоазиатской лягушки представляет енот-полоскун (Procyon lotor Linnaeus, 1758), который в нерестовых водоёмах уничтожает до 80 % размножающихся лягушек (Туниев, 2022). Неслучайно малоазиатская лягушка внесена в Красную книгу Краснодарского края, хотя в горах Дагестана она достаточно обычна.

    Кладка малоазиатской лягушки в колее старой проселочной дороги. Краснодарский кр.: гора Михайловка.

    После икрометания малоазиатская лягушка покидает свой водоём и мигрирует иногда почти на 3 км. И это при своих-то размерах в несколько сантиметров. В тёплые зимы она может вообще не впадать в спячку. Приспособилась выживать даже в холодные ночи — вряд ли человек без одежды смог так же как эта лягушка!

    А сколько мы еще не знаем об этих замечательных созданиях…

    Литература:

    Газимагомедова И. К., 2019. Влияние температурного режима на эмбриональное и личиночное развитие малоазиатской лягушки, Rana macrocnemis Boulenger, 1885 в лабораторных условиях. — Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки, № 2 (26), с. 5–16.

    Дунаев Е. А., 1999. Разнообразие земноводных (по материалпм экспозиции Зоологического музея МГУ). — М.: МГУ, 304 с.

    Дунаев Е. А., 2024. Прыг-скок... — Vita Sуlvatica, № 25, с. 1–3 [http://vitasylvatica.ru/articles].

    Ищенко В. Г., 1978. Динамический полиморфизм бурых лягушек фауны СССР. — М.: Наука, 147 с.

    Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А., 1981. Практикум по зоологии позвоночных. — М.: Высш. шк., 320 с.

    Кузьмин С. Л., 2012. Земноводные бывшего СССР. — М.: КМК, 370 с.

    Мазанаева Л. Ф., Черная А. Р. 2001. Распространение и биотопическое распределение малоазиатской лягушки (Rana macrocnemis) в Дагестане. — Вопросы герпетологии. Пущино — М.: МГУ, с. 181–183.

    Миценко О., 2010. Краснокнижных лягушек переселили с олимпийских строек в Красной Поляне [электронный документ]. — РИА Новости: Наука: https://ria.ru/20101021/287881275.html (дата создания: 21.10.2010, дата последнего обращения: 19.10.2024).

    Туниев Б. С., 2022. Малоазиатская лягушка, Rana macrocnemis Boulenger, 1885. — Красная книга Республики Адыгея: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира. В 2 томах. Часть 2: Животные. Издание третье. — Воронеж: ООО «Славянская», с. 299.

    Ссылка на текущую публикацию:

    Дунаев Е. А., 2024. Кавказская попрыгунья. — Vita Sуlvatica, № 53, с. 1–5 [http://vitasylvatica.ru/articles].

    Предыдущая публикация:

    Дунаев Е. А., 2019. Попрыгунья. — Обитатели Самурского леса. Махачкала: Гос. природ. зап-к «Дагестанский», с. 12–13.

     

    © Е. А. Дунаев: текст, фото