Арахнологические исследования до 1917 года
    Паукообразные

    Арахнологические исследования до 1917 года

    Старший научный сотрудник Зоологического музея Кирилл Глебович Михайлов написал статью по истории арахнологических исследований в России с 1770 до 1917 г. Работа снабжена многочисленными иллюстрациями.

    Так уж получилось, что пауков, скорпионов, клещей и прочих представителей класса паукообразных животных изучают сразу две науки. Арахнология – фундаментальная наука, изучает всех паукообразных кроме клещей, а акарология как раз занимается клещами, в том числе их важной – и неположительной — ролью в жизни человека. К.Г. Михайлов рассказал именно об истории арахнологии.

    Выделено три этапа развития этой науки в России: разрозненные исследования и накопление данных (до 1860-х годов), затем — описательная фаунистика, когда при определении видов пауков опирались на европейские определители, и, наконец, с 1968–1971 годов — описательная систематика, связанная с появлением качественных отечественных определителей. Эти этапы частично совпали с «революциями» в мировой систематике пауков, первая из которых случилась в 1850-х годах, а вторая — в 1960-х. По «паучье-революционной» тематике К.Г. Михайлов планирует позднее представить отдельную работу.

    Э.Г. Лаксман
    Э.Г. Лаксман

    Первым из пауков России был описан русский тарантул в 1770 году. Академик Эрик Лаксманн дал ему латинское название Aranea singoriensis, что означает «джунгарский паук», то есть живущий в регионе Джунгарии (предгорья Алтая). Позднее оказалось, что этот паук широко распространён в Казахстане и южных регионах России, доходя до стран Южной Европы. Несколько видов пауков и один вид сольпуг были найдены во время Больших академических экспедиций 1770-х годов. В то время паукообразных очень понемногу указывали в больших списках животных и растений отдельных регионов, например, окрестностей Санкт-Петербурга, Москвы или Прибалтики. Тогда основными языками науки были латинский и немецкий.

    Описание Aranea singoriensis [Laxmann, 1770].

    Разрозненные исследования сменились целой вспышкой специальных работ — как отечественных, так и зарубежных — в 1850-1860-е годы. Не всё удалось опубликовать сразу. Мы уже рассказывали о том, как в библиотеке Московского общества испытателей природы была найдена книга по паукам Швеции с карандашными пометками А.И. Кронеберга, по которым удалось восстановить список более чем 100 видов пауков из окрестностей Москвы и других регионов. Интересно, что коллекции российских пауков неплохо сохранились в отечественных и зарубежных музеях начиная примерно с 1860-х годов. Почти все более ранние материалы утеряны.

    Анатомия сольпуги из работы М.Я. Киттары (1848)

    Начиная с 1890-х годов, исследования на более или менее современном уровне охватили не только пауков, но и других паукообразных — в первую очередь сольпуг и скорпионов. Доля работ на русском языке превысила половину; латынь почти ушла из языка науки, а немецкий язык ученые уважали по-прежнему. В 1917 году вышла первая монография по скорпионам в знаменитой серии «Фауна России и сопредельных стран» (А.А. Бялыницкий-Бируля), а также большой обзор скорпионов Кавказа того же автора.

    К 1917 году на территории России было известно около 700 видов пауков — значительно меньше, чем более чем 3500 видов, зарегистрированных в настоящее время в странах бывшего Советского Союза. Однако арахнологические исследования постепенно развивались, особенно в послереволюционные годы. Об этом будет следующая статья К.Г. Михайлова.

     

    Подробности исследования доступны в публикации по ссылке