География миграции Pluvialis squatarola
В начале 2025 года в журнале Ecology and Evolution вышла научная статья международного коллектива исследователей, посвящённая миграционным маршрутам серого тулеса (Pluvialis squatarola). Одним из соавторов работы стал заведующий сектором орнитологии Зоологического музея МГУ Павел Станиславович Томкович. Исследование впервые зафиксировало связь между зимующими тулесами в Юго-Восточной Азии и популяциями, гнездящимися в северо-центральной Сибири, что ставит под сомнение традиционные представления о структуре и миграции этого вида.
На фоне глобального снижения численности прибрежных птиц, вызванного изменением климата, утратой мест обитания и деградацией промежуточных остановочных площадок, особую значимость приобретают работы по изучению миграций куликов. Точное понимание маршрутов этих видов необходимо для идентификации критически важных мест остановок и разработки эффективных мер по сохранению популяций. Однако до настоящего времени сведения о миграции серого тулеса, особенно касающиеся восточных популяций, оставались неполными.
Традиционно считалось, что северные популяции тулеса, гнездящиеся на Ямале и Таймыре, мигрируют по Восточно-Атлантическому пролётному пути, зимуя преимущественно в Западной Европе и Северной Африке. Однако часть популяции следует по совершенно иному маршруту — Азиатско-Австралазийскому — с зимовкой в Юго-Восточной Азии.
Распространение мест гнездования популяций серого тулеса в Палеарктике:
Ямало-Таймырская популяция (голубой цвет поверх оранжевого), популяция Восточной Сибири (жёлтый поверх оранжевого) и популяции острова Врангеля (красный цвет) — по данным Engelmoer и Roselaar (1998).
Обозначения:
A — птицы, отслеженные из Гонконга, синие пунктирные линии (данные Фонда Краучера, 2021);
B — северо-запад Австралии, жёлтые пунктирные линии (Leung и др., 2016);
C — южная Австралия, красные пунктирные линии (Flaherty, 2016);
D — Европа (Exo, Hillig и Bairlein, 2019);
E — 13 птиц, отслеженных с мест гнездования на полуострове Таймыр до мест зимовки в Южной Европе, Африке и Западной Азии (Соловьёв и др., 2023), обозначены зелёными пунктирными линиями.
Международная команда орнитологов впервые проследила полный миграционный цикл одной особи серого тулеса (птица с кодом B3), помеченной спутниковым передатчиком в районе Чек-Джава, Сингапур, в ноябре 2017 года. Весной 2018 года тулес начал движение на север вдоль Азиатско-Австралазийского пролётного коридора. За 46 дней птица преодолела расстояние в 8645 км, совершая остановки в прибрежной зоне Жёлтого моря (районы Ляньюньган и Циндао) и далее на севере Китая, прежде чем достигла района гнездования на острове Большой Бегичев, восточнее Таймырского полуострова.
Период пребывания на гнездовых территориях составил 50 дней. Однако дальнейшие перемещения тулеса оказались неожиданными: после размножения птица отправилась на запад, в северо-западную часть Таймыра, где задержалась на две продолжительные стоянки продолжительностью 9 и 5 дней соответственно. Лишь после этого тулес начал южный перелёт, пройдя через Центральную Азию, минуя Гималаи восточным маршрутом вдоль Жёлтого моря, и вернулся на зимовку в Сингапур через территорию Вьетнама.
Маршрут миграции и остановочные пункты серого тулеса B3, отслеженного с помощью спутников в 2018 году.
Для отслеживания миграции использовались миниатюрные спутниковые передатчики массой 5 г, закреплённые на птице с помощью легких ремней на ногах. Это оборудование обеспечило высокую точность позиционирования и передачу данных на протяжении всей миграции.
Применение спутниковых технологий позволило не только картировать полный маршрут перелёта, но и провести анализ его зависимости от климатических факторов. Специалисты использовали данные глобальной атмосферной модели ERA5, которые помогли реконструировать влияние ветровых потоков на миграцию.
Ветровая поддержка на различных уровнях давления вдоль миграционного маршрута серого тулеса B3 от Алтая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе до Юньчэна в провинции Шаньси (Китай).
Таким образом, получено первое доказательство того, что часть тулесов, зимующих в Юго-Восточной Азии, относятся к ямало-таймырской популяции. До этого считалось, что последние мигрируют на юг только через Восточно-Атлантический пролетный путь и зимует в Западной Европе.
Птицы демонстрируют способность изменять традиционные маршруты, адаптируясь к меняющимся погодным и климатическим условиям. Например, выбор обходного пути вдоль восточной окраины Гималаев, вместо пересечения горного массива напрямую, иллюстрирует сложные поведенческие механизмы, направленные на оптимизацию миграционного пути с учетом энергетических затрат и доступных ресурсов.
Анализ данных указывает на решающую роль ветровых потоков в формировании маршрутов миграции. Поддерживающие ветра на южном отрезке пути обеспечивают значительное ускорение и снижение энергозатрат, тогда как встречные ветры на северном маршруте требуют от птиц повышенных усилий.
Подробности исследования доступны по ссылке