О воробьях в Москве
    Птицы

    О воробьях в Москве

    Расширение территории городов отрицательно влияет на существование многих видов птиц и ведет к сокращению локального биоразнообразия. Домовый воробей (Passer domesticus) долгое время был редким исключением из этой закономерности. Этот вид – самый типичный урбанист, для которого условия обитания в городах более благоприятны, чем вне их границ.

    Однако примерно с середины XX в. до 1990-х гг. в европейских городах наблюдалось падение численности вида. Разные авторы объясняют это разными причинами. Среди них сокращение кормовой базы и уменьшение числа мест для гнездования из-за повышения плотности городской застройки, сокращения площадей зеленых насаждений и пустырей, химическое и электромагнитное загрязнение городской среды. При этом разнообразие динамики численности воробья в разных регионах говорит о том, что причинами могут быть как совокупность и соотношение этих факторов, так и эпизоотии.

    В последние десятилетия наблюдалось снижение численности домового воробья и в Москве. Оно было отмечено как профессионалами, так и орнитологами-любителями, и иногда характеризовалось как «катастрофическое». При этом научные публикации на эту тему, в которых указывались бы конкретные цифры, отсутствуют. Сотрудники Зоологического музея МГУ решили восполнить этот пробел и выяснить, что же действительно происходило и происходит с воробьями в Москве. При этом их интересовал не только домовый воробей, но и полевой (Passer montanus), также обитающий в пределах столичного мегаполиса.

    Авторы настоящего исследования с 2018 и 2019 гг. начали проводить регулярные зимние учеты домовых и полевых воробьев в Москве на пяти постоянных учетных площадках; на одной из площадок также проводились и весенние учеты. Цель начатого мониторинга — отследить изменения их численности на этих территориях.

    «На том относительно небольшом материале, который уже получен, можно говорить о стабильности или о некотором увеличении численности полевого воробья в городе», - предполагает Ольга Волцит.

    Также выдвинута гипотеза, которая сводится к тому, что снижение численности домового воробья за последние 50–70 лет явно имело место, но степень и скорость этого снижения пока не известны. Вполне может быть, что оно было постепенным, а его «катастрофичность» накопилась за многие годы и в первую очередь относится к центральным, в наибольшей степени измененным человеком, районам Москвы.

    «Начатые пять лет назад учеты свидетельствуют о том, что резкого падения численности сейчас не происходит, но, может быть, имеет место постепенное снижение обилия домового воробья и постепенный рост численности полевого воробья на периферии города», - рассказывает Михаил Калякин.

    При этом совершенно очевидно, что имеющихся данных о динамике численности воробьев пока недостаточно для сколько-нибудь серьезных заключений, поэтому мониторинг за их состоянием на выбранных площадках будет продолжаться.

    Экология воробьев, обитающих в городах, все еще удивительно слабо изучена и представляет значительный научный и практический интерес, поскольку воробьи вполне могут претендовать на роль индикаторов состояния окружающей среды в городах.

    Исследования О.В. Волцит и М.В. Калякина выполнены в рамках научного проекта государственного задания МГУ № 121032300105-0.
    М.В. Калякин, О.В. Волцит, А.А. Строганова. Результаты учета численности воробьев на нескольких учетных площадках в городе Москве. – Байкальский зоологический журнал, 2023, № 1 (33).

    Фото И.И. Уколова