Исследование лошадей кобанской культуры
    Звери

    Исследование лошадей кобанской культуры

    Изображения лошадей на бронзовых изделиях

    В журнале “История, археология и этнография Кавказа” (Т. 20, № 1, 2024) опубликована статья сотрудника Зоологического музея МГУ Натальи Николаевны Спасской и Александра Пинкусовича Мошинского, ныне покойного автора раскопок, завсектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея. Статья посвящена детальному археозоологическому исследованию лошадей из бескурганного могильника кобанской культуры Гастон Уота (VII-IV вв. до н.э.), расположенного в Республике Северная Осетия-Алания. В работе впервые представлены подробные данные о лошадях кобанской культуры на основе исследования морфологических характеристик скелетных остатков.

    Методика работы включала описание и морфометрическое исследование остеологического материала. Ученые фиксировали степень сохранности костей, их парность, особенности индивидуального развития, наличие травм, рабочих и возрастных патологий. Пол животных определяли по наличию и степени развитости клыков, а возраст — по степени прорезания и стёртости зубов, прирастанию эпифизов к костям и высоте коронки щёчных зубов. 

    Наталья Спасская рассказывает о работе ученых:

    В ходе исследования было проанализированы останки не менее 25 лошадей, найденных в различных типах захоронений могильника: совместно с людьми, в закладах погребений и на жертвенных площадках. 

    Большинство лошадей были молодыми животными в возрасте до 3,5 лет. Пол трёх особей удалось определить: все они оказались жеребцами. Анализ показал, что лошадей начинали использовать для верховой езды с 2,5-3 лет. Представители кобанской культуры периода VII-IV веков до н.э. занимались преимущественно производством изделий из металла, гончарным делом, торговлей, выпасом скота. Лошади не занимали центральное место в хозяйстве “кобанцев”, однако животные играли важную роль в культурных и ритуальных практиках. Лошадей помещали в могильник в ритуальных целях - животные должны были сопровождать умершего хозяина в мир иной. Ранее в научной литературе было высказано мнение, что в погребальных и жертвенных обрядах люди кобанской культуры использовали больных, травмированных или старых животных. Исследование Натальи Спасской и Александра Мошинского опровергает это утверждение.

    Глиняные статуэтки лошадей из поселения Сержень-Юрт

    Морфологические замеры показали, что кобанские лошади в основном были среднерослыми (высота в холке 136-144 см). По пропорциям костей конечностей они оказались близкими к быстроаллюрным (скаковым или рысистым) породам. Обследование единственного полного скелета жеребца из могильника позволяет оценить пропорции частей скелета: животное оказывается с большей вероятности принадлежащим к скаковому типу. 

    Полученные данные опровергают прежнее утвердившееся мнение о наличии в кобанской культуре двух пород лошадей: скаковых, тонконогих и изящных и тяжеловесов, ширококостных, приспособленных к ходьбе по горной местности. Эти представления базировались на особенностях изображения лошадей в мелкой пластике - глиняных и бронзовых фигурках лошадей, найденных на поселениях и в могильниках и имеющих явно ритуальное значение. Однако полученные выводы являются предварительными из-за ограниченного объёма исследованного материала. 

    Костные остатки лошадей из могильника кобанской культуры Гастон Уота хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Научные исследования будут продолжаться и помогут составить более полное представление о роли лошадей в жизни населения Северного Кавказа.

    Ссылка: https://istina.msu.ru/publications/article/641341857/