Карл Рулье - ученый и педагог
Начался сентябрь, а значит, стартовал новый учебный год. Пришла пора лекций, семинаров, практикумов, научных конференций, открытий. В Зоомузее МГУ начинали и продолжали свою студенческую, научную и педагогическую жизнь многие выдающиеся ученые. Сегодня вспоминим об известном учёном ХIХ века, зоологе и ярком педагоге Карле Францевиче Рулье.
Карл Францевич Рулье родился в Нижнем Новгороде в небогатой семье. В 1829 году он поступил в Медико-хирургическую академию и стал ее воспитанником. Там же были впервые отмечены его таланты и страсть к науке. В 1831 году К.Ф. Рулье “удостоился звания студента”. Учился у таких выдающихся ученых, как Г.И. Фишер и А.Л. Ловецкий.
В 1833 году после окончания обучения он стал младшим лекарем в Рижском драгунском полке. По предложению Г.И. Фишера занял место репетитора при кафедре естественной истории в Медико-хирургической академии. В 1837 году после защиты диссертации получил степень доктора медицины, был утвержден адъюнкт-профессором зоологии и минералогии. Так началась его преподавательская карьера.
Не отрываясь от своей деятельности в сфере высшего образования, в 1837 Карл Францевич начал работать хранителем в Зоологическом музее. Через три года он занял пост директора музея.
Зоологический музей под руководством К.Ф. Рулье активно пополнялся представителями отечественной фауны. Его учениками были выдающиеся ученые, такие как С.А. Усов, Н.А. Северцов и Я.А. Борзенков.
За время своей научной и преподавательской жизни Карл Рулье внес большой вклад в развитие эволюционной теории и зоологии. Он также посещал зарубежные университеты для заимствования лучших практик в области биологии. В качестве преподавателя он активно использовал демонстрационные материалы музея в учебном процессе и внедрил практические занятия и экскурсии для студентов.
Давайте обратимся к воспоминаниям студентов, учащихся у К. Рулье.
С.А. Усов:
Личность Карла Францевича была из таких, около которых не было холодно, около которой собирались молодые люди - и всегда находили ответ в любящей, исполненной юношескими порывами, горячей поэтической душе. В нём находили они не только учителя, но друга и руководителя, который не мертвил холодным словом труд начинающего, а тёплым участием и советом возбуждал его к деятельности.
В.Н. Бензенгр:
Читал нам Фишер по 2 раза в неделю, если не ошибаюсь, не в аудитории, а в большой зале /.../, обставленным кругом шкапами с животными, раковинами и другими предметами зоологического музея... Ассистентом у Фишера был в тот год Рулье, в военном мундире - не знаю наверно, донашивал ли он свою академическую форму, тождественную тогда с военно-медицинской, за исключением темляка, которого мы, студенты, не имели, или носил он в это время действительно военно-медицинскую форму, как врач, прикомандированный к госпиталю; последнее, кажется, вернее. Пока Фишер читал, сидя на кафедре, во фраке, со звездой, /.../ зоологию по латыни /.../, Рулье разносил нам /.../ животных, вынимаемых тут-же из шкапов стариком Юдицким, препаратором при Фишере /.../. Очень хорошо помню, что разноска этих чучел, а иногда и рисунков, много мешали слушать лекцию; все вскакивали со скамеек, окружали Рулье, который тихонько объяснял нам…
Студент Соколов:
Имя его произносится с тем же уважением, как и имена Грановского и Кудрявцева, и найдется ли во всем университете хотя один студент, которому бы не было известно это дорогое имя? Слушатели его дорожили каждою его лекцией, потому что каждая его лекция - художественное создание, как по внешней отделке, так и по мысли. После каждой его лекции становилось как то отраднее, потому что каждая его лекция была для нас приобретением, потому что из каждой лекции его мы выносили что-нибудь новое. Вот отчего никто из нас не пропускал ни одной его лекции! Вот отчего аудитория, когда читал профессор, наполнялась студентами всех факультетов, так что часто недоставало места! Всякий хотел послушать его речь, отличавшуюся необыкновенною простотою и изяществом. Многочисленные явления из жизни животных он подводил под строгие, разумные законы и бросал на них новый взгляд, часто добытый им самим.
Сегодня мы помним и чтим вклад Карла Францевича Рулье в развитие науки и образования и надеемся, что его наследие будет развиваться новыми поколениями ученых.