Кружок юных натуралистов
    Посетителям

    Кружок юных натуралистов

    Следите за всеми новостями Кружка юных натуралистов Зоологического музея МГУ в группе ВКонтакте.

    Оказать поддержку кружку можно на бусти.

    О кружке

    Кружок юных натуралистов Зоологического музея Московского Государственного университета (КЮН ЗМ МГУ) существует с 1991 г. Его работа осуществляется по авторской программе, созданной руководителем кружка, младшим научным сотрудником Зоологического музея МГУ, учителем Дунаевым Евгением Анатольевичем (авторское свидетельство Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 443) и рассчитана на обучение старшеклассников (8 – 11 классы) в течение четырехгодичного цикла. Программа апробирована в ряде государственных и общественных организаций дополнительного образования.

    Работа кружка заключается в проведении теоретических, практических, выездных и экскурсионных занятий, а также учебно-исследовательских практик. Лекционные курсы охватывают практически все ботанико-зоологические и общебиологические дисциплины. В течение учебного года проходят экскурсии как в Зоомузее МГУ, так и в других московских музеях и ботсадах. Выездные занятия проводятся преимущественно на территории Московской области.

    В учебный план входит посещение зоопарка, подмосковных заказников, Приокско-Террасного заповедника и иных уникальных природных территорий. Практики проводятся как в Подмосковье, так и в других природных зонах (в северокарельской тайге и на беломорской литорали, в закавказских сухих субтропиках, астраханских пустынях и муссонных лесах Южного Приморья). За период существования кружка проведено более 65 таких практик, на которых в общей сложности побывало почти 700 участников. Практическая деятельность кружковцев ориентирована на проведение флоро-фаунистических и экологических исследовательских работ, выполненных на природном материале. О результатах деятельности по программе опубликовано более 30 работ (статей, тезисов докладов на конференциях и учебно-методических пособий).

    Коллекционный фонд кружка состоит из 22 учебных собраний и включает одну из наиболее крупных в России научных коллекций слизевиков (Myxomycota), собранную учащимися.

    Многие кружковцы стали победителями городских, соросовских и всероссийских олимпиад и конкурсных конференций по биологии и экологии. Более 50 выпускников кружка, прошедших полный курс обучения, поступили в вузы по биологическим специальностям (более половины их них — в МГУ и МПГУ).

    Цели и задачи работы кружка

    КЮН ЗМ МГУ осуществляет свою деятельность по программе, функционирующей более 20 лет

    Основные цели учебной программы — расширение знаний учащихся о природе, выработка грамотного экологического мировоззрения, приобретение навыков по комплексному изучению и сохранению биоразнообразия, формирование эстетического взгляда на природу.

    Приоритетными задачами программы являются:

    • обучение теоретическим основам биологических знаний по всем группам живых организмов;

    • осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии животных, грибов, растений и простейших;

    • выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности в природе, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;

    • участие школьников в конкретных мероприятиях и научно-практической работе по изучению и охране флоры и фауны Подмосковья и других регионов России;

    • создание условий для развития творческой личности молодого исследователя.

    Условия приёма в кружок

    Прием в Стажерскую группу КЮН ЗМ МГУ проходит в начале сентября каждого года в помещении Зоомузея МГУ (аудитория № 14 на втором этаже — лекторий) в 17 часов. Поступление в другие дни не проводится.

    В кружок принимаются школьники 8-х классов средней школы, проживающие в Москве или ближайшем Подмосковье (для подмосковных учащихся, поступивших в кружок, могут быть ограничения по участию в многодневных практиках).

    Набор осуществляется на конкурсной основе в форме собеседования, на котором необходимо показать интерес к предмету и уровень знаний, превышающий школьную программу соответствующего класса. Для подготовки могут быть использованы многотомные энциклопедии «Жизнь животных» и «Жизнь растений» издательства «Просвещения» (знание всего объема материала этих книг, естественно, не требуется). Во время собеседования абитуриентам могут быть предложены коллекционные образцы (гербарий, чучела зверей, насекомые и т. д.) или изображения подмосковных животных и растений, которые требуется опознать и рассказать об их биологии.

    Ежегодно конкурс колеблется в пределах трех человек на одно место. Результаты собеседования оглашаются в тот же день после окончания набора. Апелляции по результатам набора во внимание не принимаются. Не прошедшим в кружок по конкурсу могут быть рекомендованы другие кружки сходного профиля. Абитуриенты, не поступившие в кружок в данном учебном году, могут поступать в Стажерскую группу через год на общих основаниях.

    Обучение в КЮН ЗМ МГУ бесплатное. На средства родителей оплачиваются лишь транспортные расходы, проживание в общежитиях и, в ряде случаев, питание на многодневных учебных практиках кружка.

    Поступившим в кружок на первое занятие необходимо принести:

    1. Медицинскую справку из районной поликлиники об отсутствии противопоказаний (или об ограничениях) для участия в туристических походах.

    2. Справку из школы для последующего предоставления в железнодорожную кассу с целью приобретения льготного билета на проезд электричкой.

    3. Две фотографии 3x4 см.

    4. Информацию о себе на отдельном листке: фамилия, имя, отчество (полностью); дату и год рождения; почтовый адрес (с индексом), домашний и мобильный телефоны; класс и номер школы (с указанием фамилии и инициалов директора); интересующая область биологии; фамилия, имя, отчество (полностью), место работы и должность обоих родителей.

    История

    Несмотря на то, что в истории Зоологического музея Московского университета существовали студенческие научно-познавательные биологические кружки, своего собственного школьного кружка Зоомузей МГУ никогда не имел.

    Мысль о создании юннатского кружка на базе Зоомузея МГУ появилась весной (март — апрель) 1991 г. и принадлежит его нынешнему руководителю, сотруднику музея — Евгению Анатольевичу Дунаеву. Значительную моральную поддержку в оформлении этой идеи оказала Евгения Васильевна Карасева — доктор биологических наук, крупнейший отечественный медицинский зоолог, известнейший специалист-териолог, много лет проработавшая со школьниками и студентами в зоологических экспедициях. Сама окончившая Кружок юных биологов Московского зоопарка, она фактически вдохновила и активно содействовала развитию данного начинания в дальнейшем. Однако ряд технических и психологических причин помешали немедленной реализации проекта.

    Существенным толчком в развитии этой идеи стала поездка летом 1991 г. в Дагестан (на Сарыкумский бархан) Е. А. Дунаева со школьниками — бывшими учащимися Экспериментального биологического объединения (ЭБО) Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ), фактического филиала тогдашнего Московского дворца пионеров и школьников, среди которых были Михаил Согонов, Константин Томкович и Виталий Ефанов. В экспедиции участвовал также бывший ЭБОвец и КЮБЗовец, на тот момент — внештатный сотрудник Зоомузея МГУ, школьник Алексей Афанасьев. Проведение этой практики, запланированной еще осенью 1990 г. в ЭБО ДНТТМ по объективным причинам практически «висело на волоске». Лишь огромное желание и настойчивость упомянутых учащихся, а также предварительная договоренность с руководством Дагестанского заповедника и сотрудником Прикаспийского института биологических исследований Е. С. Ройтбергом не позволили сорваться этой поездке. Активное обсуждение вопроса о создании кружка, неоднократно возникавшее по инициативе учащихся в период этой учебно-познавательной экспедиции, способствовало воплощению идеи в жизнь. Фактически именно эта поездка и стала моментом зарождения Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ, хотя реально он был оформлен несколько позже.

    6 сентября 1991 г. без дополнительной рекламной кампании (информация о поступлении в кружок вывешивалась лишь на Биофаке МГУ и в Зоомузее) был объявлен набор, который официально санкционировала и приветствовала создание кружка директор музея Ольга Леонидовна Россолимо.

    В будущем только один единственный раз в истории кружка проводилась более широкая реклама: объявления были даны еще в Московском Государственном пединституте им. Ленина (МГПИ), Московском зоопарке, Тимирязевском музее, Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, Московской городской станции юных натуралистов (МГСЮН), нескольких московских школах (в школе № 57 — в течение нескольких лет). Однако практика показала лишь незначительное увеличение числа абитуриентов, среди которых из года в год конкурс колебался в районе отметки трех человек на одно место независимо от характера рекламных акций, в том числе и рассказов о кружке по радио (01.09.2000 г.), в московской прессе (Семенова М., 2001. Зоологический музей взывает о помощи. — На Пресне, № 18 (336) от 4 мая 2001 г., с. 3) и в интернете.

    Программное обеспечение лекционных занятий и структурные принципы работы кружка были разработаны в процессе педагогической деятельности Е. А. Дунаева в Кружке юных натуралистов Молодежного совета МГУ по охране природы, который впоследствии был переведен в ДНТТМ, трансформировавшись в ЭБО, и апробированы с 1982 по 1991 гг. совместно с руководителем этого объединения Николаем Павловичем Харитоновым. Впоследствии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации эта программа была признана авторской (свидетельство № 443).

    В первый набор Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ (КЮН ЗМ МГУ) входили как набранные «со стороны» школьники, так и учащиеся, пришедшие из ЭБО по информации участников дагестанской поездки: Николай Котеленец, Елена Жарова, Александра Макарова, Ольга Булгакова, Дмитрий Калинин, а позднее и остальные учащиеся этого объединения того времени (в частности, Сергей Исаев, Георгий Столяренко и другие). Именно Н. Котеленец, М. Согонов, А. Макарова, К. Томкович, Е. Жарова и О. Булгакова сыграли основную роль в оформлении внутрикружковой жизни, став единым сплоченным коллективом, центром инициативной группы, которая решила отказаться от формальной атрибутики ряда подобных объединений (устава, девиза, флага, эмблемы и т. д.), хотя идея об эмблеме периодически появлялась, но ни разу не была реализована, а девиз фактически воплотила в себе песня М. Согонова «Sylvatica», ставшая неофициальным гимном кружка практически всех последующих поколений.

    Именно этой инициативной группой и примкнувшими к ним наиболее активными учащимися первого набора (Дмитрием Щигелем, Денисом Анискиным, Анной Шатиловой и Антоном Андреевым) было начато формирование коллекционного и библиотечного фонда кружка. Эта огромная работа привела к тому, что к настоящему времени кружок обладает несколькими коллекционными собраниями: тушек и черепов млекопитающих, рыб, земноводных и пресмыкающихся, насекомых, пауков, морских беспозвоночных животных, гербарием цветковых растений, коллекцией плодов, лишайников, грибов, мхов, папоротников, следов жизнедеятельности. Коллекция слизевиков сейчас фактически является одной из крупнейших в России, ее характеристика была представлена научной общественности в 2002 г. на Первом съезде микологов (Дунаев, Барсукова, 2002). Библиотечный фонд насчитывает более 1500 книг и статей, среди которых много раритетных изданий и определителей с автографами авторов. Приобретение книг и техническое обслуживание коллекций проводились на личные средства руководителя и упомянутой инициативной группы, к которой позже последовательно присоединялись кружковцы других поколений (2-го — Людмила Филиппова и Дмитрий Моргун; 3-го — Юрий Костин, Сергей Нефедов и Андрей Байрамов; 4-го — Павел Полончук, Наталья Филиппова, Ксения Захваткина, Екатерина Решетникова, Юлия Жбанова, Анатолий Старостин, Мария Чаплина, Денис Медов; 5-го — Иван Смирнов и Любовь Аронзон; 6-го — Александра Русакова и Мария Лавренченко; 7-го — Екатерина Харитонова, Екатерина Скорова и Анна Соротокина; 8-го — Иван Леонов, Сергей Ковалев, Петр Лодыгин, Евгений Ян, Ольга Зайцева, Татьяна Гришинчук; 9-го — Степан Водопьянов, Алина Кольовска, Максим Геращенко и т. д.). Учебная программа КЮН ЗМ МГУ, рассчитанная почти на четыре года, охватывает сейчас практически все разделы ботанико-зоологических знаний, предусматривает как теоретические лекционные курсы, практические занятия, так и выездные маршрутные занятия, а также учебные и ландшафтно-ознакомительные практики. В итоге достигается полноценное биологическое образование. Новым этапом в развитии КЮН ЗМ МГУ стало его объединение с Московской городской станцией юных натуралистов (МГСЮН = МосгорСЮН = Сюнат). С 1994 г. кружок стал филиалом МГСЮН, сохранив за собой название, место проведения занятий, специфику и характер образовательной деятельности, фактически взяв на себя всю издательскую деятельность этой организации (см. ниже). Вместе с тем это объединение позволило, в первую очередь, существенно расширить как географию учебных практик, так и объем участников. При финансировании МГСЮН удалось организовать ежегодные поездки в самые разные ландшафтные зоны (крымские и кавказские субтропики, астраханские пустыни, северокарельскую тайгу и т. д.), не говоря уже о подмосковных практиках, одна из которых (так называемая «едимновская», проходящая в селе Едимоново Конаковского района Тверской области) превратилась в масштабную образовательную экологическую практику (в стиле летней экологической школы) практически по всем разделам ботаники и зоологии.

    Финансирование в рамках программы «Малые проекты Посольства Королевства Нидерландов в Москве (Matra/KAP)» позволило не только материально укрепить многие ландшафтно-ознакомительные практики (организовав, например, еще и поездку КЮН ЗМ МГУ на Дальний Восток), но и начать тиражирование накопленного и апробированного кружком опыта в виде серии методических пособий по изучению экологии и фауны (флоры) Подмосковья, получивших позднее всероссийское признание и премию «Педагогические инновации — 2001» Московского комитета образования.

    Вскоре благодаря помощи заместителя директора МГСЮН Н. Я. Орешкиной к этой деятельности подключилась и МГСЮН, которая частично финансировала работу не только по продолжению публикаций (определителей и методических пособий), но и стала издавать (при участии руководителей и учащихся МГСЮН) быстро ставшую популярной серию выпусков тезисов докладов Московских городских конференций экспедиционных экологических отрядов учащихся (1998 – 2002 гг.). За эти годы было выпущено 10 пособий и определителей и 5 сборников тезисов, каждый объемом от 45 до 240 страниц.

    Со временем кружок стал объединять вокруг себя учащихся других эколого-биологических московских и подмосковных организаций, которые неоднократно посещали полевые практики КЮН ЗМ МГУ. В учебно-исследовательских и ландшафтно-ознакомительных поездках кружка принимали участие школьники Клуба исследователей природы «Трампеадор» Детско-юношеского центра ЮОУ МКО (рук. — А. В. Цветков и Н. Г. Иванова) — Е. Журавлев и Н. Тиунов; Кружка кафедры Зоологии и сравнительной анатомии Биологического факультета МГУ (рук. — Н. А. Формозов) — П. Кригер, А. Капустин и П. Рычков; Кружка «Охотоведение» (рук. — А. В. Беляков) — А. Пушкин, П. Леденев, А. Аржанов, Е. Ляхова и И. Розанов; Кружка юных исследователей природы Звенигородской биостанции МГУ (рук. — А. С. Хижнякова) — С. Щербаков, В. Сергеев и С. Лукичев; учебных групп Московской городской станции юных натуралистов (рук. — Е. Л. Яхонтов и М. В. Чертопруд) — А. Андреев-Андриевский, О. Петрова, Н. Будаева, А. Аксенов и еще не менее 45 учащихся. До сих пор эти объединения вместе с Кружком юных биологов Московского зоопарка (рук. — С. Ю. Попов, В. Ю. Дубровский и Н. А. Варшавская) и Биологическим кружком Дарвиновского музея «ВООП» (рук. — Е. С. Преображенская) представляют собой наиболее значимые и авторитетные специализированные экологические образовательные организации Москвы. Более половины из них прошли через опыт работы КЮН ЗМ МГУ.

    В настоящее время многие выпускники КЮН ЗМ МГУ (более 60 человек) учатся или закончили престижные биологические вузы столицы (биофаки МГУ и МПГУ, ТСХА и др.), более 45 человек работают в различных научных и педагогических московских учреждениях, в том числе и в КЮН ЗМ МГУ. 19 кружковцев и выпускников кружка имеют около 50 научных и научно-популярных публикаций, в том числе четыре монографии. В некоторых книгах биологической тематики они выступают как переводчики или научные редакторы.

    Всего за годы существования кружка (до сентября 2005 г.) в нем занималось более 350 школьников. Было организовано 70 практик (которые в общей сложности посетило более 800 участников). Более 50 кружковцев стало индивидуальными призерами различных московских и всероссийских конкурсных мероприятий и олимпиад.

    Лекции и экскурсии

    Теоретические занятия проводятся регулярно (1 – 2 раза в неделю по 2.5 часа с одним 5 – 10-минутным перерывом). Эти занятия подразделяются на три группы: ботанические и микологические, зоологические и общебиологические курсы. Последовательное чередование курсов лекций каждой группы, заканчивается через три года обучения (см. тематический план). На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности и объема информации, отводится от одного до 30 – 35 занятий (2 – 70 часов). В ботанических и зоологических курсах, посвященных какой-либо группе живых организмов, существует стандартный план изложения теоретического материала. Сначала дается характеристика группы, ее систематика и краткая история изучения. Далее более подробно разбирается морфология, где особое внимание уделяется признакам, имеющим диагностическое значение. А затем речь идет об особенностях и принципах организации, биологии видов данной группы, экологии (с точки зрения их роли как компонентов биоценозов, приспособлений к различным условиям среды обитания и т. д.), о значении в природе и для человека, редких и охраняемых видах.

    Некоторые курсы проходят в форме теоретических семинаров. Готовясь к ним, школьники заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его (учатся отделять основную информацию от второстепенной). А на занятиях остается лишь кратко рассказать о сути изученного вопроса и остановиться на более трудных и непонятных его пунктах, которые становятся предметом дискуссии и разъяснения их руководителем.

    Теоретические занятия иллюстрируются показом диапозитивов (или мультимедийных презентаций) с изображением живых организмов, о которых идет речь, коллекционным материалом (гербарий, тушки, препараты), записями голосов птиц и т. д., что обеспечивает легкость запоминания и образность восприятия информации.

    Особой формой иллюстрации курсов являются тематические экскурсии в музеи, ботсады, зоопарк, например: экскурсия «Геоморфологические и ландшафтные особенности природных зон» проходит по экспозиции музея Землеведения МГУ; «Морфо-экологические особенности архегониальных растений» — в оранжереях Ботсада РАН; экскурсия по разнообразию птиц фауны Средней России — по коллекции Московского зоопарка; «Принципы и особенности организации различных групп беспозвоночных животных, земноводных, пресмыкающихся, рыб, птиц и млекопитающих» — в Зоомузее МГУ, экскурсии о направлениях их эволюции — в Палеонтологическом музее РАН, о проблемах систематики — в Дарвиновском музее. Кроме трехгодичного цикла курсов лекций для Основного состава ежегодно происходит набор в Стажерскую группу, реализующую программу в течение четырех месяцев (см. тематический план). Для стажерской группы читается отдельный (подготовительный) курс теоретических занятий (по 2.5 часа в неделю), преследующий цель помочь новому поколению учащихся освоиться в специфике предмета, ознакомиться с основными биологическими терминами, понятиями и законами, приобрести опыт и навыки натуралистической работы.

    Практикумы и организационные занятия

    Лабораторно-практические занятия большей частью являются важнейшим дополнением к теоретическим курсам. Основное их количество отведено на определение различных групп живых организмов. Эти занятия включаются фактически в каждый ботанический и зоологический курс. Другой тип лабораторно-практических семинаров посвящен непосредственному изучению строения и морфо-экологических адаптаций организмов. Все это сопровождается зарисовкой объектов исследования и их наиболее важных таксономических признаков. Такая работа с гербарными и коллекционными образцами способствуют развитию внимательности, стимулируют к целостному ощущению объекта изучения и его детализации одновременно, наглядному запоминанию диагностических признаков и узнаванию по ним биологических объектов в природе, развивает индивидуальные творческие способности и формы самовыражения.

    Организационные занятия проходят 1 раз в неделю по 2 – 3 часа. На них учащиеся осуществляют учебно-техническую работу, связанную с оформлением и освоением навыков грамотного хранения демонстрационных и коллекционных материалов, решают внутриколлективные проблемы, обсуждают планы полевых работ, занимаются подготовкой к олимпиадам, конференциям, практикам и т. д. Эти занятия развивают деловые качества учащихся, воспитывают чувство ответственности, коллективизма, способствуют неформальному личностному общению, выявлению индивидуальных творческих интересов школьников, создают непринужденную (благоприятную) психологическую атмосферу в общении как друг с другом, так и с руководителем и его помощниками.

    Выездные занятия

    Однодневные выезды в природу («в поле») проводятся на территории Московской области в выходные дни с периодичностью 2 – 3 раза в месяц. Подобные занятия — достаточно сложные организационные мероприятия, поэтому им должна предшествовать серьезная подготовка (как минимум, за сутки до выезда).

    Кратковременность выездов (6 – 8 часов) не позволяет организовать детального эколого-флористического или эколого-фаунистического обследования, однако маршрутные наблюдения (основополагающая часть работы натуралиста, биолога-полевика) реализуется на выездах весьма эффективно. На них отрабатываются навыки ведения полевых дневников, геоботанического описания биотопов, умение точно и грамотно фиксировать экологические явления; проводится обучение полевым признакам растений, грибов, животных при их определении, умению диагностировать птиц по голосам, фотографировать и многое другое. Выезды являются удобным способом наглядно проиллюстрировать знания, полученные на теоретических занятиях; а при повторных маршрутных наблюдениях — проследить влияние ряда климатических факторов на одни и те же объекты живой природы, фактически и психологически ощутить сезонную изменчивость организмов, познакомиться с другими экологическими явлениями в природе.

    На однодневных выездах иногда проводятся тематические маршруты типа: изучение специфической флоры раннецветущих растений Подмосковья в заказнике «Икшинский овраг» или охранной буферной зоне Приокско-Террасного заповедника — ПТЗ; видового состава водоплавающих птиц на весеннем (осеннем) пролете в Виноградовской пойме р. Москвы; ознакомление с болотной (на торфокарьерах Звенигородского или Мельдинского заказников, у санатория «Энергия» в Солнечногорском районе Московской области) или остепненной (в окрестностях ПТЗ) растительностью и т. д. По окончании выездного занятия в недельный срок учащиеся готовят письменный отчет по установленной форме в виде описания маршрута, включающего характеристики обследованных биотопов по ярусам леса.

    Практики

    За прошедшие три года Кружок юных натуралистов провел несколько выездных практик: в Дагестане (2023 г.), на Белом море (2022 г.), в Карманово (2022 г.), в Краснадарском крае (2022 г.), в Абхазии (2020-2021 гг.).

    Такие мероприятия проводятся регулярно. По плану учащиеся проходят до четырех практик в течение учебного года.